Безперервно самовдосконалюватись, розвиватись, іти вперед; ніколи не здаватись, досягти свого

понедельник, 16 июня 2014 г.

Занятие «Зачем нужна психология?»



Цель: мотивирование подростков на получение помощи у психолога.
Ведущий спрашивает, известно ли детям слово «психология» и, получив утвердительный ответ, предлагает подумать над тем, зачем ее нужно изучать. Как правило, ребята говорят о том, что психология нужна, чтобы быть спокойными, успешными, уметь общаться. Ведущий подводит их к выводу, что знание психологии необходимо человеку, чтобы быть счастливым.
Далее подросткам предлагается в течение 3 минут придумать как можно больше вариантов окончаний предложения «Счастье —это...». Затем участники читают свои варианты, доказывают необходимость для счастливой жизни выбранных ими параметров (хорошая работа, дружная семья, быть отличником и т.п.). Ведущий подводит детей к выводу, что счастье каждый понимает по-своему, но есть и общие моменты в понимании счастья: получение радости оттого, что ты живешь на земле; твоя необходимость, полезность окружающим; хорошее здоровье.

Ведущий рассказывает подросткам о том, что нередко к психологу обращаются родители учеников, просят о помощи. Вот случай, рассказанный студенткой старшего курса, проходившей практику в школе.
По словам родителей, их дочь стала прогуливать школу, у нее понизилась успеваемость, она стала какой-то агрессивной: неадекватно реагирует на любые замечания, по любому поводу вступает в споры, выказывает неуважение к матери и отцу; приходя домой, закрывается в своей комнате. Если же кто-нибудь из родителей зайдет к ней, она как будто ждет не дождется, когда они уйдут. Мать стала замечать, что от дочери пахнет сигаретным дымом.
После разговора с родителями была проведена беседа с девочкой, назовем ее Машей..
Психолог. Привет, меня зовут Саша, я...
Маша. Я знаю, вы — психолог.
Пс. Нет, я только учусь.
М. Все равно это круто, посмотрел на человека, и всё о нем знаешь.
Пс. Ну это не совсем так, точнее, совсем не так.
М. Да? А мне казалось, что психолог всё про всех знает.
Пс. Ну, это только в сказках.
М. А чем же занимаются психологи?
Пс. Психологи обычно приходят домой к девочкам Машам и спрашивают, чем они занимаются в свободное от школы время.
М. Прикалываетесь, что ли? (Улыбается.)
Пс. Еще нет. А вообще, Маш, давай на «ты», без всяких этих церемоний, напрягает все это как-то.
М. Согласна, давайте... то есть давай.
Пс.У тебя хорошие отношения с родителями?
М. Нормальные...
Пс. Тебя все устраивает?
М.
Пс. Скоро Новый год, ты где будешь его встречать?
М. Дома, с родителями.
Пс. И тебе не будет скучно?
М. Будет, но меня все равно никуда не отпустят
Пс. Почему?
М. Не знаю. Наверно, не доверяют, что ли. Они меня вообще никуда не пускают.
Пс. А ты им давала повод, раз они тебе не доверяют?
М. Да нет, это они так, для профилактики. Один раз я оставалась на ночь у школьной подруги, так с утра дома целый скандал был.
Пс. Подруга-то с усами?
М. В каком смысле?... А-а! (Смеется.) Да нет, без усов, ее Оля зовут.
Пс. И тебе хотелось бы встретить Новый год вместе с ней?
М. Конечно, и потрепаться есть о чем, и вообще веселее. Родители говорят, что я могу ее к нам пригласить, но это значит, все будет под контролем, слова лишнего не скажешь, а то и еще круче: «Девочки, уже очень поздно — пора спать». Мои-то сами рано откидываются.
Пс. Даже в Новый год?
М. А им без разницы.
Пс. И ты пробовала отстаивать свое желание встретить Новый год у подруги?
М. Бесполезно, им что в голову втемяшется... (Машет рукой.)
Пс. А других разногласий с родителями не возникает, кроме того что тебя никуда не пускают?
М. Да они все время по мелочам цепляются
Пс. Ну например?
М. Например, чтобы я убиралась в своей комнате. Я всю квартиру могу убрать, а в своей комнате не убираюсь: нравится мне так, когда в комнате беспорядок. В конце концов, какая им разница? Я же здесь живу. Потом телевизор долго не смотри, ложись спать, учи уроки и все такое. Я даже погулять не могу пойти: родители считают, что бесцельное хождение по улицам — не самое достойное занятие для девушки!
Пс. А ты что?
М. А я назло им буду и телик смотреть, и уроки не учить, и из дома уже не один раз уходила.
Пс. Ну, и что, становится легче?
М. Да нет. Ну если только совсем капельку, а потом даже стыдно бывает. Хотя в тот момент главное — сделать по-своему. У меня успеваемость в школе понизилась, потому что я назло не хочу учиться, знаю, что надо, а не буду. Я иной раз такая на них злая, что даже самой тошно, иногда даже побаиваюсь, до чего злая. Вот поехала в лагерь со школой (туда меня пустили, там я как бы «под присмотром». Но навестить приехали, знаешь, так стыдно было! Это еще фигня. А когда я приехала, в комнате — полный порядок (тетя Света приезжала — по этому поводу генеральная уборка), но и это еще так себе, куда ни шло. Нокаут я получила, увидев, что и мой стол эта уборка стороной не обошла. А там, ну знаешь, и дневник, и записки разные, чего только нет... Вот как будто ко мне внутрь кто-то залез и «прибрался»… Ладно, не хочу я больше о них говорить.
Пс. Давай не будем. Ты мне расскажи, тебе в школу нравится ходить?
М. Да, я там отдыхаю. Там друзья, правда, преподы иногда достают, но это не так страшно.
Пс. У тебя много друзей?
М. Нет, со мной в основном одни идиоты учатся, я с ними не общаюсь. Да, мало стоящих ребят, в основном идиоты.
Пс. Как интересно. А учеба тебе как?
М. Местами бывает весело, но в основном такую муру объясняют, ничего не понятно.
Пс. А что ты делаешь после занятий?
М. Стараюсь как можно дольше остаться в школе, с кем-нибудь пообщаться, а потом иду домой. (Морщится.)
Пс. И много тех, кто в школе остается после занятий?
М. Не очень, но вполне хватает.
Пс. Тоже не хотят идти домой?
М. Ага. У нас еще преподаватели есть очень даже ничего, с ними тоже можно и за жизнь поболтать, и просто поприкалываться.
Пс. Ну а, возвращаясь к моему первому вопросу, чем ты занимаешься вне школы, дома, кроме того что смотришь телевизор?
М. Ничем, воюю с родителями. (Сентиментально улыбается.)
Пс. А цель какая?
М. Ну как какая?.. Свобода!
Пс. Плата за свободу — это нервы?
М. А что делать....
Далее подросткам предлагается обсудить, насколько типична данная ситуация, потом привести свои примеры. Делается вывод о том, что в подростковом возрасте нередко возникает непонимание между ребенком и взрослым, которое может привести к острым конфликтам. Обращение к психологии, к изучению самого себя поможет и подростку, и его семье.
Ведущий предлагает детям посмотретьвидеоролик  про понятие «Кто такий психолог?» и презентации «Мифы про психологию»
Итог занятия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий